+7 (495) 984-97-87 / tender@galeria.ru

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕНИЯ. СТЕПАН ЭРЬЗЯ.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕНИЯ. СТЕПАН ЭРЬЗЯ. 12.08.2016

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕНИЯ. СТЕПАН ЭРЬЗЯ.

Нам удалось встретиться с Андреем Новоселовым, режиссером фильма о Великом русском скульпторе Степане Эрьзя в последний день накануне вылета съемочной группы в Аргентину, в Буэнос-Айрес. (Документальное полотно находится в производстве группы компаний «ПК Галерия») Мы поговорили о музее скульптора в Саранске, о творчестве вне времени и о хорошей карме.
Андрей, расскажите, как Вы вышли на тематику фильма, почему Вас заинтересовала фигура Степана Эрьзя?
Меня заинтересовал этот человек, потому что он очень органичен, он - самородок и он безумно талантлив. Это действительно гениальный скульптор! И я очень рад соприкоснуться с таким материалом, потому что когда сталкиваешься с произведением искусства такого уровня, то для меня это – вдохновение большое. Этим интересно заниматься и интересно попытаться понять, как это человек мог делать такие гениальные вещи. Проследить его путь: как эти сюжеты рождались, почему столько страстей в его скульптурах, столько жизни, столько боли!
То есть Вам интересен его духовный путь?
Духовный путь, творческий путь и интересна его жизнь: откуда что бралось. Как я сейчас всё больше понимаю, бралось из его безумного трудолюбия, вдохновения и полной самоотдачи! Это как раз та редкая ситуация, когда искусство существует в чистом виде. Искусство ради искусства. Вне формализма любого. Для меня очень интересны люди, которые не изменяли себе, вот такие художники. Я когда-то делал фильм про БГ (Борис Гребенщиков, группа Аквариум), и фильм сделан по живому, естественно, в чистоте искусства: там Боря такой, какой он есть. И он, действительно, - очень цельная личность. Это их со Степаном Эрьзя объединяет, но не только: еще их объединяет самоотдача. Таких людей много в искусстве, когда сталкиваешься с таким человеком, понимаешь: это человек – Мир. В этот мир интересно погрузиться, интересно выразить как-то этот мир, транслировать, попытаться его расщепить и сделать понятным для людей. Так или иначе, чтобы люди услышали, увидели, привлечь внимание к этому материалу! Это моя задача, и она мне нравится.

Читая сценарную заявку фильма «Возвращение гения», невозможно не обратить внимания на то, что повествование ведется с очень необычной точки зрения: с точки зрения души Эрзъя. Расскажите об этом подробнее!
Действительно, у нас – один из основных героев повествования – это душа Эрьзя. Почему возник этот образ? Потому что Эрьзя всю жизнь мечтал о собственном музее на Родине. Этого не было. Через некоторое время после того, как он умер, был создан его музей. И я представил себе: как было бы сейчас Эрьзю интересно, если бы он был жив, придти в собственный музей, о котором он мечтал всю свою долгую жизнь. Поэтому я предполагаю, что, если его душа увидела бы это, хотя бы его душа порадовалась бы музею! Отсюда появилась такая эзотерическая идея души, но мы сделаем это не в мистическом стиле, постараемся сделать максимально органично, в жанре кино-поэмы.
Давайте вернемся к корням Вашего творчества. Вы долгое время были известным клипмейкером, сняли множество клипов для таких групп, как «Аквариум, Чайф», «Танцы минус», а потом и звездам поп-эстрады: Пугачевой, Киркорову, Газманову, Буйнову и так далее. Как Вы пришли в документалистику?
Я всегда отличался тем, что всем нашим звездам поп-эстрады снимал эксклюзивные клипы по своим оригинальным философским сюжетам, я не снимал попсу, я придумывал собственные миры. Там всегда присутствовал арт-хаусный посыл, они не пустые. Я прославился тогда, как человек, который делает философское муз. видео. И люди ко мне потянулись: в какой-то момент путешественник Леня Круглов увидел, что я создавал свои эксклюзивные миры, и он захотел меня пригласить снять документальный фильм в Попуа-Новую Гвинею. Так в документалистику меня привели каннибалы (мы снимали «Крылья каннибалов»). Два месяца мы жили в джунглях Попуа-Новой Гвинеи, мы сняли фильм, он был культовым, успешным. Потом меня пригласили в Джунгли Амазонки в Бразилию, мы прошли всю Амазонку и Рио-Негру. Потом пригласили еще раз, но по состоянию здоровья я уже не смог снимать в джунглях. А документалистика осталась. Я очень люблю этот жанр, потому что здесь речь идет о живом материале. Особенно, делать фильмы о Великих людях - это безумно интересно. Соприкоснуться, понять, для себя что-то, почувствовать в материале и транслировать людям – это хорошая карма. Понятие кармы для меня не случайное и не является пустым звоном. Мы все время живем, забывая о том, что ничего не кончается с нашей смертью, все как раз продолжается. И я не понимаю, почему люди недооценивают это. Это важнее, чем наш быт в сегодняшнем дне.
Можно ли Ваш фильм назвать попыткой людей вытянуть из этого?
Да, вытянуть и пригласить их подумать о вечном. Эрьзя как раз – человек вне времени, он всегда занимался вечными темами. Мне кажется, сейчас существует духовный вакуум, сейчас мало духовности, много цинизма, много ума логики. И многие находятся в поиске духовности. А ведь Эзрья - это воплощенная духовность. Посмотрите на его героев: Христос, Ева, женские образы, если это не мифологические корни, то просто живые люди с их страстями, осужденные перед казнью. А это и есть духовность: мечты, иллюзии, страсти человеческие… Там нет социума, нет мелочности. При том, он жил в очень сложное для страны время. Тем более, это парадоксально и интересно, что он смог сохраниться вот в той эпохе, когда это было очень трудно. Тогда политика и социальные вещи все время человека толкали не туда. От кармы, о которой мы говорим. К бытовухе, к «здесь и сейчас».

Но такие времена, как водится, рождают либо злодеев, либо гениев.
Да. Вот он как раз смог остаться в разряде гениев. Он не сдался, он не предал себя. Он не предал свой гений. Его Бог поцеловал, и он был верен этому поцелую. Я хочу как раз об этом душевном подвиге рассказать в фильме. Ведь он был безумно трудолюбив, как я сейчас из массы свидетельств понимаю, он вообще не выходил из мастерской! Неважно где: он работал в Италии, в Аргентине, во Франции, в России, и везде он в своих скульптурах говорил о вечном.

У Вас уже проходили съемки в Мордовии. Что удалось сделать, что было самым интересным для Вас?
Уже удалось в Саранске на Родине Эрьзя поснимать красиво его скульптуры. Снять скульптуры хорошо – это очень сложно. Для этого нужен и профессионализм, и вкус, и технические возможности аппаратуры, оптики и так далее. Скульптуры многомерны, и правильно их облететь камерой, правильно высветить, найти композицию кадра, контрастность изображения – это очень важно. Скульптуру можно снять либо живой, либо мертвой. И нам, я надеюсь, удалось живо и красиво снять.
Еще мы сняли пролет души Эрьзя, о котором мы с Вами говорили. Когда он жил в Сельве Аргентины, когда был в Бразилии, судя по свидетельствам, он мечтал о доме, вспоминал Родину. То есть, его душа летела домой. Мы сняли полет его души над ржаными полями, над купальнями, над источниками, сняли глазами души, как она подлетает к его музею.

Как Вы думаете, открытие музея поможет людям заново открыть для себя этого творца. Происходит ли возвращение памяти о нем?
Да, происходит, и я очень надеюсь, что наш фильм этому поспособствует.
Сейчас мы должны в Аргентине снять его скульптуры, которые находятся там, попытаемся поснимать атмосферу и фактуру тех мест. Встретимся с Маурицио Ньюманом, единственным, кто знал Эрзью при жизни, ему 92 года. Я хочу так показать его работы, чтобы людям захотелось пойти в музей. Лучше всего скульптуры смотреть вживую. Даже красиво снятые, они не передают того, что видит живой человеческий глаз.

Действительно, после всего Вами сказанного, очень захотелось посетить его музей!

Сходите! Впечатление ни с чем несравнимое!

В завершении интервью хочется пожелать Вам удачи! И задать не оригинальный, но, тем не менее, важный вопрос: что бы Вы хотели своим фильмом сказать зрителю?

Фильм называется «Возвращение гения». Я бы хотел своими силами, как режиссер этого фильма вернуть гения людям, чтобы они насладились его произведениями. К сожалению, этот человек незаслуженно забыт. Я хочу восстановить справедливость. Вернуть незаслуженно забытое.
Я бы хотел, чтобы как можно больше людей о нем узнало, чтобы гениальный человек вернулся в свое отечество, чтобы люди его услышали, увидели, чтобы они пошли в музеи! Ведь настоящий художник всегда делает наш мир немного лучше. Красота спасет мир, и чтобы эта красота спасала, ее сейчас нужно донести. Я верю, что в данном случае, даст Бог, наш фильм сделает этот мир еще немного лучше.

Сейчас группа в провинции Мисьонес. Здесь расположены первые в Мире водопады по протяженности! За 2 дня прошли Сельву, водопады Игуасу, отсняли деревья, которым 4000 лет! Именно в Сельву, правда в провинцию Чако, Степан Эрьзя делал когда - то экспедиции с целью добычи Кебрачо.
Далее по плану - возвращение в Буэнос-Айрес. Впереди ожидает много интересного: работы Эрьзи в разных музеях, частных домах, капелле! Съемки города, мест, где были его мастерские; общение с людьми, которые его знали и, дай Бог, новые сенсации!)

Анна Коровицкая