+7 (495) 984-97-87 / tender@galeria.ru

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА: Памяти Иона Друцэ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА: Памяти Иона Друцэ 10.10.2023

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА: Памяти Иона Друцэ

В Литературной газете вышла статья Владимира Пирожка "Поле души человеческой", посвященная памяти Иона Друцэ. Всё творчество писателя, драматурга и поэта Иона Друцэ (1928-2023) - это взгляд на родину. И не было для него драматичнее вопроса: когда, как и почему уехал из Молдовы? Всё его творчество - это возвращение на круги своя, поиск духовного озарения, духовного осмысления, начало которому - деревушка Околино, что на берегу Днестра. Здесь его святая святых, каса маре, и здесь витают над его памятью птицы молодости. Друцэ не поучал, он выдыхал: «Малая родина - это не только вечный спутник нашей жизни, она опора нашего духа, смысл наших трудов, главный вершитель наших судеб». Как и его герой, сын Иосифа, он любит свой родной Назарет. Он по нему тоскует. Здесь прошли годы отрочества и юности, годы вызревания духа, годы постижения слова. «Слово - это великий Божий дар. Им не следует пользоваться впопыхах, всуе. Пустословие - великий грех». Слово Друцэ - это слово о себе. Это «уединение пророка, которому суждены не лавровые венки, а камни, и чем яростнее, чем настойчивее будут травить, тем, стало быть, ты их глубже достал, и, стало быть, да здравствует свет, да скроется тьма». Слово Друцэ несёт бремя нашей доброты. Слово Друцэ - это источник кристальной чистоты и свежести. Прикоснитесь, вслушайтесь в него. Отключите мобильный и останьтесь с ним наедине, войдите в мир его образов, раздумий - и вернётесь обновлёнными. Ион Друцэ - безусловно молдавский, как Фолкнер - американский, а Маркес - латино-американский или Распутин - сибирский. Но, как великий писатель, он принадлежит не только своим землякам, на его слово отзываются и финн, и ныне уже не дикий тунгус, и друг степей калмык. Он интернационален, ибо его темы - вечные, близкие каждому. Его герои, обращаясь к корням, нет, никогда, не расставаясь с отчиной землёй, не могут не быть пастырями, иноками, князьями духа. Мудрецами — а во многая мудрости много печали. Одиночество не их призвание, они открыты добру, как самаритянка, они работящи, как пастырь, они сгорают в каждодневном труде, как Шукшин, они прорываются к истине, как Лев Толстой, но по сути они одиноки. Ибо Слово пастыря, Учителя, требующее содействия, сопереживания, натыкается на суетность, естественное непонимание.