+7 (495) 984-97-87 / tender@galeria.ru

ГОРОД - ОДИН НА ВСЕХ

ГОРОД - ОДИН НА ВСЕХ 14.10.2020

ГОРОД - ОДИН НА ВСЕХ

Слово издателя   ВЛАДИМИР ПИРОЖОК

ГОРОД - ОДИН НА ВСЕХ

В издательстве «ГАЛЕРИЯ» вышла книга «МОЙ КИШИНЕВ», во втором, обновлённом издании. Мы предлагаем вниманию читателя предисловие издателя и искреннего патриота Кишинёва - Владимира Пирожка.

Так ли важно, где ты рождаешься?  И зависима ли судьба каждого из нас от места рождения? И насколько мы связаны со своим началом в дальнейшей жизни?  И востребовано ли нами это единение?

Рано или поздно мы вопрошаем себя, обращая взгляд к началу, пытаясь распознать загадку, как и для чего появился на свет. И вопрос места рождения, оказывается, стыкуется, рифмуется с вопросом главным: в чем смысл твоего появления, ради чего пришел в этот мир.
Корни, истоки, род, родители-  все это звенья одной цепи. Начало которой город, подаривший тебя миру.

Кишинев для меня чувственное, на грани рефлексии ощущение воздуха, настоенного нашей примаварой, ранние терпко зеленоватые жердели, спасительная прохлада в июльскую жару Комсомольского озера... Но это и первая опера «Цыганский барон», и премьера лотяновского фильма «Ждите нас на рассвете», на которую привели меня, восьмилетнего пацана, мама и папа в Патрию... 

Город притягивал великими именами, чередой взирающими с монументов Литературной аллеи. А творения гениев открывала, расположившись неподалеку, центральная библиотека. Именно здесь впервые прочитал поэму Эминеску «Лучафэрул»: «Быть может, Дело – твой кумир, / Могущество и право? / Бери лоскутный этот мир, / Крои себе державу...»

Город даровал причастность к предыдущим поколениям, воспитывая, напоминая: ты в цепочке поколений, оглянись, задумайся, сравни, не подведи. Скорбный родительский день собирал нас всех на Армянском кладбище, где рядом с Матеевичем покоятся мои бабушка и дедушка, которых провожала в последний путь канонада 1944-го года. Третьим от брюшного тифа должен был уйти отец, но он выжил, выстоял, переборол болезнь и спустя одиннадцать лет случился я...

304331001413360385.jpg


...73 й год, Львовское политучилище, вторую осень встречаю не в Молдове. По казарме гуляет 10 й номер журнала Юность. Ион Друцэ «Запах спелой айвы». Раскрыл, вчитался и уже не отрываясь переселился на мягкие и сладкие холмы Молдовы, вернулся в Кишинев

«Небо было празднично-голубое, солнце по-летнему теплое, на древних акациях, распоровших своими костями толстый слой асфальта, галдели воробьи, и со стороны Костюженского шоссе несло гарью. Видать, где-то в садиках жгли прошлогоднюю листву. Каждый год с этого дыма начиналась весна в молдавской столице, а весна хороша, когда ты дома...

Садовую он прошел почти всю, но ни покоя, ни тишины там уже не было, и он спустился в Пушкинский парк. Ему не давала покоя мысль о том раннем дожде, ему нужно было продумать какие-то обстоятельства своей жизни, связанные с этим дождем. В парке его ждало излюбленное место — каменные скамейки, расположенные амфитеатром вокруг памятника Штефану Великому»


491328001412515898.jpg

Озерный вкусный пахучий, охраняемый пирамидальными тополями и липовыми рядами, обласканный грядами самшита и цветущих акаций, город воздухом своим излучает приятие, радушие, добро. И погромные дни 1903-го (страшный урок!) не разрушили многоязыкую разноликую ауру Кишинева, он был и есть и будет всегда приютом открытых сердец, протянутых ладоней, улыбок и света.

Ты - мой, ты - наш и ты - один для всех- насколько точны слова городского гимна!

Удивительно и знаково место Кишинева в мире.


885626001415090972.jpg

Глядя на карту евразийского континента, Молдова, конечно, не в центре Европы. Но ей рукой подать до Средиземноморья и Атлантики. А справа до Тихого океана простирается огромное пространство, которое не чуждо и знакомо рожденному в белом городе. И на этих просторах  с радостью встречаю своих земляков: и в Томске, и в Ханты-Мантийске, и в Пензе...
Кишиневцы всепроникающи. Почему? Сам город восприимчив, исторически втягивал, вдохновлял гениев разных народов и континентов. 

Кишинев – город всемирной отзывчивости. Место встречи двух христианских миссий, пришедших из Киевской Руси и из Запада и не помешавших друг другу. Точка встречи двух миров - славянского и романского, мирно соседствующих и в веке двадцать первом.

Город – это горожане. Не национальность и не профессия, не возраст, не увлечения нас объединяют, скорее общее ощущение на уровне группы крови. Времени и места, неба и земли. 

966372001414545526.jpg


Я более тридцати лет как живу в Москве. И мне убедительнее говорить о кишиневцах, прославивших наш город на Востоке.  А это великие имена – Дмитрий Кантемир, Алексей Щусев и Пётр Лещенко, Алла Баянова и Александр Гольденвейзер, Леонид Гайдай... Это наши замечательные современники, художники, архитекторы, певцы, музыканты, ученые, политики, государственные деятели...
Нет такой партии- кишиневцы, но она все таки есть, названная именем родного города. Обьединение патриотов, могущих и должных любовью к Кишиневу открывать его для мира. Молдавскую столицу украшает Музей А.В. Щусева и Музей А.С. Пушкина, но даже в музее краеведческом ни слова об Александре Борисовиче Гольденвейзере, родившемся в феврале 1875 года в семье кишиневского адвоката, фигуре титанической для мировой музыки, создателе одной из крупнейших пианистических школ... И собеседнике Льва Николаевича Толстого, мемориальная доска которого напоминает о пребывании великого писателя

Уверен, будут и далее в нашем Кишиневе открываться благодарные посвящения великим его сынам и дочерям. Всему свое время. Ведь город, прежде всего, притягателен именами. Мы в Витебск едем к Марку Шагалу. В Клин – к Петру Ильичу Чайковскому. Село Болдино знаем только потому, что там творил Пушкин. Культура маняща. Её гений прокладывает тропы через весь земной шар. Культура как шапка Гугуцэ... Она спасет, утеплит, примирит. 
Важно находить время и средства для Кишинева как послания в мир. 

XXI век – время обретения новых друзей. Что никак не отвергает сохранения друзей старых, бережного отношения к связям прежним. 

фото.png


«Мужественный на поле брани, скромный в счастье... Он был удивлением государей и народов, малыми средствами творя великое».  О ком эти слова выдающегося историка Николая Михайловича Карамзина? Да, о нашем господаре – Штефане Великом!
Но ведь это же призыв, характеристика и цель для современного Кишинева : удивлять народы, малыми средствами творя великое.

Меня нередко спрашивают: когда уехал из Молдовы? Странный вопрос, разве возможно вырваться из сердца, из себя. Никогда я не расставался с Кишиневом, памятью, сновидениями возвращаюсь и возвращаюсь в дом на Старой почте, где мой прадед основал наше бессарабское гнездо, влюбившись после балканского похода в яловенскую красавицу Ионэ Нагицэ, навсегда породнившего нас с Кишиневом. 

Родина прописана в твоей памяти, и как мамино тепло образ города впитан в поры твоего естества, нерасторжим с твоим мироощущением. 

Книга, которую вы открыли, наш желанный читатель - собеседник, тому трогательное напоминание. Кишиневцы, разделенные веками, жизненным опытом, профессиональными и иными устремлениями впервые объединились в одном послании, в одном объяснении в любви. 

Мы, издатели, благодарны всем нашим авторам - и кои голоса доносятся из глубин столетий, и тем, кто откликнулся на наше предложение сегодня. 

Вместе мы создали уникальное творение, равнозначное нашему городу по душевности, искренности, красоте.

Мы открыли литературный памятник Кишиневу, которому, не сомневаюсь, предстоит переизданиями долгая жизнь и обновление новыми поколениями. 

С рождением, книга МОЙ КИШИНЕВ!

В добрый путь, читатель, по перевалам столетий, по волнам памяти кишиневцев трех столетий!